26.04.2024 11:24
SUPER-НОВОСТЬ:
В Рыбновском районе прошла церемония прощания с гвардии рядовым Павлом Коловым, который погиб в ходе...
Опрос

Getting poll results. Please wait...


Все опросы



Потогонная школьная система узаконена санитарными нормами

 16:40  11.04.2016  | ОБРАЗОВАНИЕ

В каких условиях учатся и растут наши дети? Почему современные школьные нагрузки выглядят очень завышенными? Дело в количестве материала или в неправильной его подаче?

Что такое действительно хорошая школа? И почему нужно всегда быть на стороне своего ребенка? Эти вопросы обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
Санитарные нормы и правила для школ

- Недавно были изменены санитарные нормы и правила для школ. Что изменилось?

- Да, внесены изменения в СанПиНы в декабре 2015 года. Это очень большой документы, который регламентирует практически все стороны жизни ребенка в школе, прежде всего гигиенические нормативы.

Это - требования к зданию и участку, к организации учебного процесса и организации питания. Эти дополнения и изменения внесены в санитарные норма и правила, которые впервые разработаны в 60-х годах прошлого века.

Теперь появились компьютеры, электронные доски и так далее. Все это теперь тоже регламентируется. Часть изменений и нововведений в СанПиНах вызывают тревогу.

Главное, что интересует родителей - это гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки учащихся.

Родители часто жалуются на то, что дети очень много времени проводят в школе. Бывает по 7 уроков и еще факультативов, на который все обязательно должны придти.

Одно количество уроков в расписании и совершенно другое в реальности. У нас теперь для всех учащихся введена обязательная дополнительная нагрузка, так называемая внеурочная деятельность.

И это - 10 часов каждую неделю, значит каждый день - 2 часа дополнительно. Часы в неурочной деятельности могут быть реализованы в течение учебной недели, в выходные и нерабочие праздничные дни и во время каникул.

Ну, период каникул - это такая маскировка. А дальше - еще одна маскировочка.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещения театров, музеев и других мероприятий.

Но сегодня эта якобы исследовательская деятельность и образовательные проекты - реальная дополнительная нагрузка.

Есть и еще одно дополнение - пункт 21, в котором урок физической культуры фактически вынесен за сетку часов. Это - дополнительные часы, которые скрыты.

В итоге получается для обучающихся 8-11 классов - 8 уроков в день. Плюс к ним - еще 2 часа внеурочной деятельности, плюс факультативы. И это - без приготовления уроков. Всего же получается по 11-12 часов!

- Это - новое или раньше такое уже было?

- Такого раньше не было. 

- А с чем это связано? Объем знаний большой и постоянно увеличивается?

- Нет. В течение последних 30 лет математики и литераторы постоянно говорят: дайте больше часов, учителя биологии говорят: нам нужен еще курс генетики, дайте часы. Всем нужны часы, часы, часы...

Никто не хочет изменить технологию обучения. Она как была 60 и 100 лет тому назад, так и остается. Сегодня вообще очень изменилась подача информации, только в школе не меняется. Все то же самое. Поэтому не хватает часов. И не будет хватать.

Константин Дмитриевич Ушинский больше 150 лет тому назад написал: сегодня найдется мало педагогов, которые не жаловались бы на малое количество часов в школе. Ну, как сегодня!

Их действительно мало, пишет Ушинский, если учесть все возрастающую степень знаний человечества. Сейчас - тем более. Но методы преподавания не меняются. Хотя теперь ограничений нет, информацию можно получить не только из книг, а в самом разном виде.

Нужно перестраиваться. Невозможно сидеть и зубрить так, как зубрили 50 лет тому назад. А все это продолжается. Содержание обучения меняется очень мало.

Технология обучения практически не меняется, потому что будет электронная доска или не будет электронной доски, не имеет никакого значения.

Я недавно была на уроке биологии, была электронная доска, планшет, у каждого ребенка был свой компьютер и микроскоп с очень высоким разрешением.

Но учитель вел урок, как 50 лет тому назад. Микроскоп и планшет были использованы так, как использовался когда-то плакат, на котором была структура листа, жилкование и так далее.

Но сам урок учитель выстроил точно так же: он рассказал, он вопросы задал и получил ответы. Но он не позволил детям ничего поискать, над чем-то подумать, организовать какую-то исследовательскую работу, хотя условия все были.

Когда я разговаривали с учителем после урока, задала ей этот вопрос, чем отличался ваш урок от урока 50-летней давности, когда не было этой электроники, а был только плакат.

Учительница сказала, что не знает, их этому не учат. И на самом деле не учат педагогов работать со всем этим. Вот в чем проблема.

Мы растим созидателей или потребителей?

- Еще ведь надо учитывать и индивидуальность, желания детей. 

- Обязательно. Примерно к 12 годам у детей формируются интересы. Но для того, чтобы у ребенка эти интересы сформировались, ему нужно много попробовать. А в современной жизни, когда ребенка с 5-ти лет дрессируют, ему попробовать некогда.

Часто родители говорят, что мы отдали его там на тэквондо, например, он две недели походил, сказал, что не хочет, не будет, хочет другое. А мы не разрешаем.

Я спрашиваю: а почему? Ну мы уже решили, уж пусть будет так. Что значит, пусть будет? У него времени попробовать что-то еще не будет.

Вот вы решили тэквондо, а если это вообще не его, а ему нужен ручной мяч или кружок мягкой игрушки, еще что-нибудь... Нельзя ребенка заставлять.

От этого никакой пользы не будет. Только вред. Из этого в том числе вытекает и очень большая, глобальная проблема: мы растим созидателей или потребителей?

В 90-е годы было заявлено о том, что цивилизованное общество - это общество потребителей. Вот и в школе дали вопросы теста и по четыре варианта ответов.

Выбери из четырех вариантов, ты не смеешь придумать пятый вариант ответа, потому что нельзя, его нет. Вообще я не могу объяснить, как происходит реформа современной школы.

Она происходит хаотично, бездумно, формально во многом, не просчитываются риски, ну и соответственно, положительный результат ожидать нельзя.

Я предполагаю, что мы спохватимся через какое-то время, как обычно это у нас происходит: ой-ой, что мы что-то не то делали, давайте все ровно наоборот... И так далее.

Ни одна реформа у нас не доводится до конца, хотя все с большой помпой начинаются. Любая реформа очень громко рекламируется, а потом потихоньку умирает.

Ее никто не отменяет. Она просто потихонечку отмирает. Сколько детей включено в подобные эксперименты и исковеркано ими!
В закрытую школу лучше не идти

- Сейчас во многих школах проводят экзамен в первый класс. Причем бывают такие вопросы, что и взрослые не знают ответов.

- Они не имеют права этого делать. Департамент образования каждый год издает такие приказы. Это - выбор родителей. Сегодня в школу можно записаться по интернету.

Но если вас не устраивает обычная школа и вы хотите в какую-то особенную, особенная отбирает себе детей. Сегодня утром мне позвонила знакомая, которая приехала в очень известную школу, но ее туда не пустили.

Она сказала, что она хочет записать туда ребенка, но ей ответили: звоните по телефону управляющему, который сначала с вами поговорит, после этого, возможно, вы будете допущены в школу.

Я бы в эту школу своего ребенка не отдала бы. Потому что это - нечеловеческое отношение к родителям, и вряд ли там будет человеческое отношение к детям.

Закрытая школа, школа в которую невозможно войти, где невозможно познакомится с администрацией, узнать какая программа, учебники, условия и так далее - очень сомнительное заведение.

Если с вами никто не считается, то какой смысл пытаться туда попасть, тем более - отдавать ребенка. Ну это - выбор родителей. Если бы родители такие школы не выбирали, то они бы быстро погорели.

- Как родитель может узнать правильная школа или неправильная?

- Если вас не пускают на порог, с вами не разговаривают, то - явно неправильная. Если вы хотите рассказать об особенностях своего ребенка, а учитель говорит, что их у него 30, мне некогда будет обращать внимание на его особенности, значит лучше к этому учителю не идти.

Тем более если у вашего ребенка есть особенности. Особенности есть практически у всех детей, но есть дети, которые выдерживают нагрузку, равнодушие и требования учителя, и от этого не страдают.

А есть дети, которые страдают. Любой родитель знает своего ребенка. Если он - эмоциональный, чувствительный тонкокожий, конечно, к такой учительнице нельзя.

А если ребенок - пофигист, то ничего страшного. Родители часто от этого переживают: у него двойка, а ему хоть бы что. А я обычно говорю: это ваше счастье.

Если переживал бы, стал бы невротиком. Родителям, во-первых, нужно быть внимательными к детям, а во-вторых, всегда быть на стороне ребенка.
Источник: Обзоры "Рязань Вести"
Просмотров: 914



Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий: *
Введите символы:: *
Обновить
RSS

Другие новости из рубрики

31.01.2023 Что вы хотели знать о высшем образовании, но стеснялись спросить

26.12.2022 Переподготовка специалистов в Арконс Групп

12.12.2022 Курсовая работа по логистике: как проходит защита

25.06.2022 Получение образования в Швейцарии

14.04.2022 Дистанционное обучение в Рязани

09.02.2022 «Традиции живая нить»: праздник в библиотеке

22.05.2021 Дипломная по макроэкономике легко

17.03.2021 Каждый четвертый в России считает, что четырехдневная рабочая неделя не нужна ни женщинам, ни...

09.12.2020 Год журавля в школах

19.11.2020 В школах Рязани вводят «веерный переход» на дистанционное обучение

17.11.2020 В Санкт-Петербурге развивается Пансион воспитанниц кадетского корпуса

08.11.2020 Преподаватели вузов РФ удивились идее о сроке годности дипломов

03.11.2020 В педагогическом колледже новые мастерские

27.10.2020 «МИСиС зажигает звезды» в Рязани

21.09.2020 13 групп в РГУ имени Есенина ушли на дистанционное обучение



© «Рязань Вести». 2022. Информация об ограничениях. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.