24.04.2024 19:54

Загадочная дымка на Марсе поставила ученых в тупик

14:29  17.02.2015  | НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ

Загадочная дымка, образовавшаяся высоко над поверхностью Марса, привела астрономов в недоумение.

Это гигантское завихрение было впервые замечено астрономами-любителями в 2012 году. Оно появилось дважды, прежде чем исчезнуть.

Проанализировав фотографии, ученые пришли к выводу, что данная формация, растянувшаяся больше чем на 1000 километров, своими размерами превышает все, когда-либо виденное ими прежде.

В статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи высказывают мнение, что это завихрение могло быть или огромным облаком, или необыкновенно ярким полярным сиянием.

Вместе с тем они затрудняются сказать наверняка, как этот феномен смог сформироваться в тонких верхних пределах марсианской атмосферы.

«Это порождает больше вопросов, чем дает ответов», — говорит ученый-планетолог Европейского космического агентства Антонио Гарсиа Муньос.

В разных уголках Земли многочисленные астрономы-любители ради разминки наводят свои телескопы на Красную планету. Впервые они обнаружили загадочный завиток в Южном полушарии Марса в марте 2012 года.

Дэмиен Пич был одним из первых, кто заметил необычное явление. «Мое внимание привлек этот выступ, выпирающий сбоку планеты, — рассказал он Би-би-си. — Поначалу я подумал было, что это у меня какая-то проблема с телескопом или с камерой».

Огромное яркое облако держалось примерно 10 дней. Месяцем позже оно возникло снова и продержалось столько же времени. Больше его никогда не видели.

Международная команда ученых подтвердила подлинность этого явления, однако с его объяснением возникли трудности.

Согласно одной из теорий, это могло быть облаком, состоящим из двуокиси углерода или водяных частиц.

«Мы знаем, что на Марсе возникают облака. Однако эти облака вплоть до сегодняшнего дня наблюдались на высотах, не превышающих 100 километров», — рассказывает доктор Гарсия Муньос.

«Но мы говорим о завихрении на высоте в 200 километров, а это большая разница. На такой высоте мы не должны видеть никаких облаков, атмосфера там слишком тонка. И тот факт, что мы наблюдали это на протяжении в общем сложности 20 дней, довольно необычен».

Еще одна гипотеза объясняет возникшее явление полярным сиянием.

Как говорит доктор Гарсия Муньос, ранее уже приходилось слышать о том, что в этих широтах случаются полярные сияния. Однако интенсивность в данном случае оказывается гораздо, гораздо выше, чем любые сияния, когда-либо отмечавшиеся хоть на Марсе, хоть на Земле, уверяет астроном.

«Это было бы в тысячу раз сильнее самой сильной авроры, и крайне трудно допустить, что на Марсе могут возникать сияния подобной интенсивности», — размышляет специалист.

Если одна из этих теорий справедлива, продолжает он, это означает, что наши представления о верхних слоях атмосферы Марса неверны.

Гарсия Муньос надеется, что после публикации в журнале Nature другие ученые также попытаются предложить свои объяснения загадке.

Если же нет, то астрономам не останется ничего иного, кроме как дождаться появления новых завихрений.
Источник: http://news.mail.ru