18.04.2024 17:21

Марс опасен для землян

21:48  08.06.2013  | НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ

Радиоактивность Анализ данных детектора RAD на аппарате «Кьюриосити» показал, что потенциальные путешественники на Марс за время полета получат дозу радиации, недопустимую по стандартам NASA.

Данные и их анализ опубликованы в журнале Science, кратко о выводах исследователей пишут NatureNews, BBC News и New Scientist.

Детектор радиоактивности RAD работал на борту аппарата MSL-«Кьюриосити» все время полета до красной планеты. Его выключали на время посадки, а затем снова ввели в строй на поверхности. Прибор собирал данные об интенсивности облучения двух типов: высокоэнергетическими галактическими лучами и частицами, испускаемыми Солнцем.

Преобразование данных прибора в эквивалентную дозу облучения показало, что за время путешествия на Марс и обратно космонавт получит не менее 0,66 зиверт радиации.

Специалисты подчеркивают, что в этой цифре не учтено облучение во время тренировок и на поверхности планеты. По стандартам NASA максимальная допустимая доза составляет от 0,6 до 1 зиверт для женщин и от 0,8 до 1,2 зиверт для мужчин.

Считается, что дополнительный риск развития рака на протяжении жизни при таких дозах не превышает трех процентов.

До полета MSL «Кьюриосити» оценки уровня радиационного облучения в дальнем космосе (не на МКС) основывались на данных сенсоров в телескопах. Показания таких приборов можно было переносить на пилотируемые миссии только при помощи моделирования, точность и достоверность которого трудно оценить.

Ученые считают, что усиление обшивки потенциального пилотируемого корабля для борьбы с ионизирующим излучением не очень перспективно. Вместо этого они предлагают снизить дозы облучения с помощью сокращения времени полета.

Марсоход «Кьюриосити», входящий в состав миссии MSL, стартовал к Марсу 26 ноября 2011 года, а опустился на его поверхность 6 августа в следующем году.

Основной целью миссии является изучение геологической истории красной планеты, однако данные RAD важны прежде всего для планирования возможных пилотируемых миссий.
Просмотров: 1933